Подборка: Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi,
24 июл 2019
Травиата/ La Traviata(фильм-опера, 1983)режиссер Франко Дзеффирелли в ролях:Тереза Стратас, Пласидо Доминго, Корнелл МакНейл ,Екатерина Максимова, Владимир Васильев
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
1:50:17
20 КОММЕНТАРИЕВ
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
«Травиата» (итал. La traviata «падшая», «заблудшая», от гл.traviare — сбивать(ся) с пути) — опера Джузеппе Верди на либреттоФранческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. «Травиата» была впервые представлена публике 6 марта 1853 года в оперном театре Ла Фениче в Венеции и потерпела провал, однако, переработанная, вскоре стала одной из знаменитейших и популярнейших опер. Постановки в Европе шли примерно в одно время с выходом «Дамы с камелиями» Дюма.Необычными для оперной постановки того времени были: 1) выбор главной героини — куртизанки, умирающей от неизлечимой болезни, 2) действие оперы в современном для слушателей Париже (середины 19-го века). Как и в «Риголетто» и «Трубадуре», Верди в «Травиате» в центр драмы помещает персонаж, отвергнутый обществом.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Оригинальная партитура оперы делится на три акта: действие первого проходит в салоне Виолетты, второго — в её загородном доме и во дворце Флоры Бервуа, третьего — в последней квартире Виолетты.[1] Большая длина второго акта привела к тому, что при постановке его естественным образом стали разбивать на два действия, и в наши дни «Травиата» обычно ставится как опера в четырёх действиях с тремя антрактами.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Содержание оперыI актОктябрь, середина XIX века, ПарижКуртизанка Виолетта Валери устраивает званый вечер в своём салоне. Ей представляют молодого человека, недавно приехавшего в Париж из провинции, Альфреда Жермона, который производит впечатление куда более внимательного и чуткого мужчины, чем её нынешний любовник барон Дуфоль. С первого взгляда Жермон влюбляется в Виолетту. В разгар веселья он произносит страстный тост во славу любви. Внезапный приступ кашля вынуждает Виолетту покинуть зал, Альфред следует за ней. Он признается в своих чувствах и пытается убедить её изменить образ жизни и уехать с ним. Виолетта объясняет ему, что не умеет любить (дуэтUn di, felice, eterea) и дарит юноше цветок камелии на память, который Альфред должен вернуть, когда тот засохнет. Гости расходятся. Куртизанку тронули слова Альфреда; она понимает, что он ей не безразличен. Не зная как поступить, она пытается забыться музыкой и отогнать грустные мысли.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
II актЯнварь, дом в пригороде ПарижаВиолетта последовала совету Альфреда и оставила свет, теперь любовники живут в загородном доме недалеко от Парижа. Случайно Альфред узнает, что его возлюбленная тайком распродаёт своё имущество, чтобы обеспечить их нынешнюю жизнь. Пристыженный, он возвращается в Париж, надеясь раздобыть немного денег. В его отсутствие в дом приходит Жорж Жермон, отец Альфреда, который считает, что куртизанка губит репутацию не только его сына, но и всей семьи: жених его дочери пригрозил, что расторгнет помолвку, если Альфред не порвет с Виолеттой. Отец Альфреда требует прекратить любовные отношения. Виолетта знает, что больна туберкулезом и в скором времени умрет, поэтому соглашается на уговоры Жермона-старшего. Она уезжает, оставив Альфреду прощальное письмо. Вернувшийся Альфред находит письмо: он уверен, что Виолетта оставила его из-за денег. Из письма он узнает, что девушка решила вернуться к прежнему образу жизни. Жорж Жермон уговаривает сына вернуться домой, но тот не соглашается. Неожиданно он находит приглашение на бал от подруги Виолетты Флоры Бервуа. Альфред решает вернуться в Париж, чтобы отомстить за измену.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Бал-маскарад во дворце ФлорыВиолетта в зал входит под руку с бароном Дуфолем, но ей не радостно в этот час: она остро переживает разрыв с возлюбленным. Среди гостей находится и Альфред, которому везёт в карточной игре. Он ищет ссоры с бароном. Когда гости расходятся по другим залам, Виолетта просит Альфреда уехать, опасаясь за жизнь молодого человека. Он согласен уйти лишь в том случае, если она поедет с ним; девушка отказывается, в порыве гнева говорит, что любит Дуфоля. Ревнивый Альфред собирает в зале всех гостей и публично оскорбляет Виолетту, бросив ей в лицо выигранные деньги в качестве платы за любовь. Виолетта падает без сознания на пол. Отец Альфреда упрекает сына за такой поступок. Дуфоль вызывает соперника на дуэль. Виолетта опечалена, потому что не может сказать Альфреду правду.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
III актФевраль. Комната ВиолеттыСостояние Виолетты сильно ухудшилось, она уже не встаёт с постели и приказывает своей служанке Аннине раздать все деньги беднякам. Ей приносят письмо от Жермона-старшего; он пишет, что во время дуэли его сын ранил барона и из-за этого вынужден был на некоторое время уехать за границу, но в скором времени вернется — старик не выдержал угрызений совести и признался, что это он вынудил Виолетту покинуть Альфреда. Через открытое окно до Виолетты доносятся звуки музыки и крики толпы — в Париже карнавал! Внезапно приезжает Альфред, влюблённые счастливы и строят планы на будущее, но силы покидают Виолетту. Альфред клянется ей в любви, она же дарит ему медальон, который должна будет носить будущая невеста Альфреда. Альфред в отчаянии умоляет её остаться с ним, на мгновенье Виолетта чувствует прилив сил, а затем умирает на руках Альфреда.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
ПрототипыМари ДюплессиТак как опера была написана по мотивам романа «Дама с камелиями», в основу которого были положены автобиографические записи, главным персонажам оперы соответствуют реальные прототипы. Прототипом Виолетты стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, считавшаяся не только очень красивой, но также и весьма умной женщиной. Среди поклонников Дюплесси был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых — она умерла от туберкулёза в 1847 году. Через некоторое время вышел роман «Дама с камелиями». В 1848 году роман был переработан для театральной постановки, но был разрешён только четыре года спустя, поскольку был признан безнравственным.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Мари Дюплесси (фр. Marie Duplessis; 15 января 1824, Нонан-лё-Пен, департаментОрн — 5 февраля 1847, Париж) — известная французская куртизанка, любовницаАлександра Дюма-сына, прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями».
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Настоящее имя — Альфонсина Плесси. Родилась в 1824 году в семье фермера. Переехав в Париж, изменила фамилию, добавив к ней частичку «дю» (что должно было указывать на дворянское происхождение; впрочем, её бабушка по материнской линии действительно была дворянкой), и имя. Непродолжительное время работала модисткой.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
В 16 лет Мари стала куртизанкой. Первым, кто взял её на содержание, был владелец ресторана, имя которого не сохранилось. Его сменил герцог де Гиш, и с тех пор жизнь Мари кардинально изменилась: днём прогулки в экипаже, вечером опера или театр, а затем романтические встречи с мужчинами. Популярность Мари была так велика, что она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков). Она соперничала с такими известными куртизанками, как Алиса Ози, Лола Монтес и Атала Бошен. Современники описывали Мари как «очень привлекательную молодую женщину с миниатюрной фигурой и обворожительной улыбкой». Не получившая в детстве никакого образования, Мари увлеклась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа. Её салон посещали Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссе.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Её первая встреча с Александром Дюма-сыном состоялась в сентябре 1844 года. Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма. В прощальном письме он написал:«Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно.Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний.»
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист, отзывавшийся о ней как о женщине исключительной доброты.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
21 февраля 1846 года Мари вышла замуж в Лондоне за одного из своих поклонников — графа Эдуара Перрего. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утверждён французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Несмотря на внешние атрибуты (роскошная квартира, дорогие украшения, богемный образ жизни) жизнь Мари омрачал туберкулез: в те времена неизлечимое заболевание. Он и стал в итоге причиной её смерти.Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23-х лет. Через несколько недель после смерти все её имущество было распродано на аукционе, чтобы покрыть долги (последние 2 года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги привычным способом).Деньги, оставшиеся после уплаты долгов, по завещанию перешли племяннице Мари (дочери её сестры) с условием, чтобы она никогда не приезжала в Париж.Похоронена на кладбище Монмартр, участок для могилы был приобретён Эдуаром Перрего.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Александр Дюма, узнав о её смерти, написал «своё лучшее стихотворение» — «Расстался с вами я…».
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Расстался с Вами я, а почему – не знаю,Ничтожным повод был: казалось мне, любовьК другому скрыли Вы... О суета земная!Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь? Потом я Вам писал о скором возвращенье,О том, что к Вам приду и буду умолять,Чтоб даровали Вы мне милость и прощенье.Я так надеялся увидеть Вас опять! И вот примчался к Вам. Что вижу я, о Боже!Закрытое окно и запертую дверь.Сказали слуги мне: в могиле черви гложутТу, что я так любил, ту, что мертва теперь.Один лишь человек с поникшей головоюУ ложа Вашего стоял в последний час.Друзья к Вам не пришли. Я знаю: только двоеВ последнем шествии сопровождали Вас.Благословляю их. Они одни посмелиС презреньем отнестись к тому, что скажет свет,Умершей женщине не на словах – на делеОтдав последний долг во имя прошлых лет. Те двое до конца ей верность сохраняли,Но лорд ее забыл и князь прийти не мог;Они ее любовь за деньги покупалиИ не могли купить надгробный ей венок.Александр Дюма. «На смерть Мари Дюплесси»
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Мари Дюплесси была прообразом Маргариты Готье, героини романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По этому роману была написана опера «Травиата» (композитор Джузеппе Верди, премьера состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году), поставлены балеты «Маргарита и Арман[en]» (балетмейстер Фредерик Аштон специально для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, 1963) и «Дама с камелиями» (хореограф Джон Ноймайер, премьера состоялась в Штутгардском театре в 1978 году).Существуют многочисленные экранизации романа, в том числе с Сарой Бернар и Гретой Гарбо в главных ролях.Также образ куртизанки был выведен в пьесе Лады Лузиной «Альфонсина (Дама с камелиями)».
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Три жизни куртизанкиИрина Сорокина, www.belcanto.ru/10090301.htmlАлександр порывает со своей возлюбленной. Ему не дает покоя то, что в жизни Мари, несмотря на всю искренность ее чувства к нему, продолжают играть значительную роль другие мужчины. Он отправляется в путешествие в Испанию, не зная, что в Париже в разгар светлого карнавального праздника умирает женщина, о которой все еще тосковало ее сердце. Агония ее была долгой, и все же Александр не застал ее в живых. Чарлз Диккенс заметил: «Кто-то мог подумать, что Мари была Жанной д’Арк или иной национальной героиней, так глубока была общая печаль». Но за ее гробом шли только два человека – герцог Штакельберг и граф Перрего (последний приобрел место на кладбище). Вернувшись в Париж, Дюма-сын попал на аукцион, устроенный в квартире Мари, и купил на память о ней золотую цепочку. Горькое и пламенное стихотворение на смерть возлюбленной осталось непревзойденным в его поэтическом наследии.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
История Мари Дюплесси не кончилась с ее смертью. Биография этой «редкой и трогательной женщины» (А. Моруа) заслуживала быть увековеченной. И вскоре это произошло.
АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЕФИМОВ
Мари Дюплесси умерла 3 февраля 1847-ого года, а в мае Александр Дюма отправился в театр Варьете, где когда-то впервые увидел ее. Боль от утраты еще не прошла. Александр живо вспоминал внешность Мари, ее привычки, манеры, слова. Он отгородился от мира в гостинице «Белая лошадь» и с грустной нежностью воссоздал образ той, что так сильно любил. Роман назывался «Дама с камелиями». Это прозвище Мари получила за пристрастие к цветам без запаха. Героине, в чьем литературном портрете запечатлен облик Мари («Представьте себе на чудном овале лица черные глаза и над ними такой чистый изгиб бровей, как будто нарисованный; окаймите глаза длинными ресницами, которые бросают тень на розовые веки, нарисуйте тонкий, прямой нос, со слегка чувственными раскрытыми ноздрями; набросайте правильный ротик, прелестные губки которого прикрывают молочно-белые зубы; покройте кожу бархатистым пушком – и вы получите полный портрет этой очаровательной головки»), он дает имя – Маргарита Готье. Выбор имени – первый шаг на пути ее идеализации, что, в сущности, является целью Дюма. Он называет женщину именем скромного цветка и впоследствии с доброй улыбкой фантазирует, как «эта куртизанка, которая заставляет тратить на букеты больше денег, чем это нужно для беззаботной жизни целой семьи, сидела иногда на лужайке целый час, рассматривая простой цветочек, носящий ее имя».